Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и
ждут их! Это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство
безопасности.
Возникает вопрос: если ребята чувствуют себя более защищенными
в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они
норовят эти порядок и правила нарушить? Почему на это постоянно жалуются
родители, воспитатели и учителя?
Дети восстают не против самих правил, а против способов их
"внедрения” (согласитесь, само это привычное для слуха слово указывает на
силовые методы).
Как же найти пути к бесконфликтной дисциплине
ребенка?
Есть шесть правил, которые помогают наладить
и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.
Первое правило: Ограничения,
требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого
ребенка.
Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся,
как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В этих случаях
дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя ограничивать.
В школе, на работе, в любой компании им уже никто не хочет потакать. Со своими
завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти навстречу другим,
они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки и даже отвержение. Да и в
старости такие "вечно уступчивые” родители часто оказываются одинокими и
заброшенными.
Правило второе: Ограничений,
требований, запретов не должно быть слишком много и они должны быть
гибкими.
Это правило предостерегает от другой крайности – когда
родители считают что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. По
принципу: "Дашь ему волю, так он и на шею сядет; будет делать что хочет”. Тут
они показывают сомнительный пример поведения "всегда добиваться того, что ты
хочешь, не считаясь с желаниями другого”. Ведь дети очень чувствительны к
манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где
применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся
делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда "коса
находит на камень”.
Когда родитель выполнения своего желания требует от ребенка
мягко, но настойчиво, часто сопровождая объяснениями, с которыми тот, в конце
концов, соглашается. И если такой нажим – постоянная тактика родителя, с помощью
которой они всегда добиваются своего, то ребенок усваивает убеждение: "Мои
личные интересы (желания, потребности) не в счет, все равно придется делать то,
что хотят или требуют родители”.
В некоторых семьях это продолжается годами, и дети постоянно
оказываются побежденными. Как правило, они растут либо агрессивными, либо
чрезмерно пассивными. Но в обоих случаях у них накапливается озлобление и обида,
их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.
Оба правила взятые вместе, предполагают особое чувство меры,
особую мудрость родителя в решении вопросов о "можно”, "следует” и
"нельзя”.
Найти золотую середину между попустительским и авторитарным
стилями нам помогает образ четырех цветовых зон поведения ребенка: зеленой,
желтой, оранжевой и красной (идея зон принадлежит одному американскому
психологу).
Зеленая зона – то, что разрешается ребенку по
его собственному усмотрению или желанию. Например, в какие игрушки играть, какие
свои игрушки отдать друзьям, в какой кружок записаться, с кем играть и
дружить…
Желтая зона – действия, в которых ребенку
предоставляется относительная свобода. Например, можно сесть за уроки, когда
хочешь, но закончить работу к 8 часам вечера; можно гулять, но только в своем
дворе.
В этой зоне ребенок приучается к внутренней дисциплине и
бесконфликтной принятие ребенком требований и ограничений должны быть предметом
особенной родительской заботы. Постарайтесь в каждом случае спокойно (но
коротко!) объяснить, чем вызвано ваше требование. При этом обязательно
подчеркните, что именно остается ребенку, для его свободного выбора. Когда дети
чувствуют уважение к их чувству свободы и самостоятельности, они легче принимают
родительские ограничения.
Оранжевая зона действия – ребенка, которые, в
общем, нами не приветствуются, но в виду особых обстоятельств сейчас
допускаются. Например, малыш напуган страшным сном, и мать берет его в свою
кровать, пока он не успокоится. Не стоит бояться подобных исключений, если они
действительно редки и оправданы. Дети бывают очень благодарны родителям, за
готовность пойти навстречу их особенной просьбе. Тогда они даже больше готовы
соблюдать правила в обычных ситуациях.
Красная зона – действия, не приемлемые ни при
каких обстоятельствах. Нельзя бить, щипать или кусать маму, играть с огнем,
ломать вещи, обижать маленьких … Список этот взрослеет вместе с ребенком и
подводит его к серьезным моральным нормам и социальным запретам.
Правило третье: Родительские
требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями
ребенка.
Детям надо много бегать, прыгать, шумно играть, лазать по
деревьям, бросать камни, все хватать, открывать, разбирать, рисовать, на чем
попало … – это проявления естественных и очень важных для развития детей
потребностей в движении и познании. Запрещать подобные действия – все равно что
пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы
направить её течение в удобное и безопасное русло.
Исследовать лужи можно, но только в высоких сапогах; разбирать
часы тоже можно, но только, если они старые и давно не ходят; играть в мяч
можно, но только не в помещении и подальше от окон; даже бросать камни в цель
можно, если позаботиться, чтобы никто при этом не пострадал. Или, если дети,
играя, начинают бросаться тяжелыми игрушками – необходимо запретить, но
разрешить покидаться мягкими игрушками.
Например, за рубежом в некоторых детских учреждениях есть
кафельная комната, специально для рисования на стенах. Каждый ребенок может
рисовать фломастером или краской сколько ему угодно. После занятий рисунки
смывают из брандспойта и комната готова для следующей группы. Дети очень любят
эти занятия, воспитатели тоже.
Другой пример относится к подростковому возрасту. Начиная лет
с десяти-одиннадцати ребятам становится особенно важно общаться со сверстниками.
Ребята часто перестают слушаться родителей и последствия этого могут быть
опасными. Чтобы избежать осложнений, родителям стоит быть особенно осторожными в
запретах "не дружить”, "не ходить”, "не надевать”, "не
участвовать”.
Подростковая мода подобна ветрянке – многие ребята её
подхватывают и переносят в более или менее серьёзной форме, а через пару лет
сами же улыбаются, оглядываясь назад. Но если в это время родители вошли в
затяжной конфликт со своим сыном или дочерью, согласия со своими мнениями они не
добьются, а контакт и доверие могут потерять окончательно.
Что же остается на долю родителей, кроме терпения и принятия
неизбежности "ветрянки”? Нам необходимо оставаться носителями и
проводниками более общих, непреходящих ценностей: честности,
трудолюбия, благородства, уважения к личности другого. Заметьте, что многие из
этих ценностей можно и обсуждать с взрослеющим ребёнком, и реализовать во
взаимоотношениях с ним, а это – самый главный дар, который он в глубине души
ищет и надеется получить.
Правило четвертое: Ограничения, требования, запреты
должны быть согласованы взрослыми между собой.
Когда мама говорит одно, папа другое, а бабушка – третье,
ребёнку невозможно усвоить правила, привыкнуть к дисциплине. Он привык
добиваться своего, "раскалывая” ряды взрослых. Отношения между взрослыми членами
семьи от этого не становятся лучше.
Разногласия взрослым необходимо обсуждать без ребёнка. Не
менее важна последовательность в соблюдении правил. Если ваш ребёнок два дня
подряд ложился в 10 часов вечера вместо 9, то на третий день вам трудно будет
уложить его вовремя, он резонно возразит, что вчера и позавчера вы ему
"разрешали”.
Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования
"на прочность” и принимают, как правило, только то, что не поддается
расшатыванию. Иначе приучаются настаивать, ныть, вымогать.
Правило пятое: Тон, в котором
сообщается требование или запрет, должен быть скорее
дружественно-разъяснительным, чем повелительным.
Любой запрет желаемого для ребенка труден, а если он
произносится сердитым ил властным тоном, то становится трудным
вдвойне.
И на вопрос "Почему нельзя?”, не стоит отвечать "Потому, что я
так сказал”, "Я так велю”, "Нельзя и всё!” Нужно коротко пояснить: "Уже поздно”,
"Это опасно”, "Может разбиться” …
Объяснение должно быть коротким и повторяться один раз. Если
ребёнок снова спрашивает: "Почему?”, то это не потому, что он вас не понял, а
потому, что ему трудно побороть своё желание. Здесь поможет активное
слушание.
Активно слушать ребёнка – значит "возвращать”
ему в беседе то, что он поведал, при этом обозначив его
чувство. Такое буквальное сочувствие родителя
производит на ребёнка совершенно особое впечатление.
Важные особенности беседы по способу активного
слушания:
Во-первых, очень важно чтобы ваши и ребёнка
глаза находились на одном уровне, так как ваше положение по отношению к нему и
ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы
готовы его слушать и услышать.
Во-вторых, если вы беседуете
с расстроенным или огорченным ребёнком, не следует задавать ему вопросы.
Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме,
так как фраза оформленная как вопрос, не отражает
сочувствия.
Часто на вопрос "Что случилось?” огорченный ребёнок отвечает
"Ничего!”, а если вы скажете "Что-то случилось…”, то ребёнку бывает легче начать
рассказывать о том, что случилось.
В-третьих, очень важно в беседе "держать
паузу”. Не забивайте его своими соображениями и замечаниями. Пауза помогает
ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что
вы рядом. Если глаза ребёнка смотрят не на вас, а в сторону "внутрь” и "вдаль”,
то продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная
внутренняя работа.
В-четвертых, в вашем ответе также иногда
полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом
обозначить его чувство.
Иногда у родителей возникает опасение, что ребёнок воспримет
повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать
другие слова с тем же смыслом. Практика показывает, что если вы даже и
используете те же самые фразы, но при этом точно угадываете переживания ребёнка,
он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно
продолжается.
Если вы не совсем точно угадали случившееся событие или
чувство ребёнка, не смущайтесь, в следующей фразе он вас поправит. Будьте
внимательны к его поправке и покажите, что вы её приняли.
Три результата активного слушания:
1. Исчезает или, по крайней
мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребёнка
2. Ребёнок, убедившись, что
взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе всё больше
3. Ребёнок, при активном
слушании, сам продвигается в решении своей проблемы
Приказы же и "Ты – сообщения” усугубляют сопротивление
ребёнка. Предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной
форме. Например, стоит сказать: "Спичками не играют” вместо "Не смей играть
спичками!”, "Конфеты едят после обеда” вместо "Сейчас же положи конфету назад!”,
"Хвост у кошки не для того, чтобы за него тянули” вместо "Перестань мучить
кошку!”
И последнее шестое правило поддержания
дисциплины: Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему
плохое.
Правда здесь нужно иметь запас больших и маленьких семейных
праздников, семейных дел, традиций (любимые пироги, которые по выходным печет
мама, поездки на рыбалку с папой, совместные прогулки).
И отменять их, только если случился проступок, действительно
ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по
мелочам.
Источник: http://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00062216_0.html |